Статьи

Доктор, психолог, логопед
01 дек 2016
Доктор, психолог, логопед

Здоровый ребёнок от природы обладает совершенно потрясающими способностями, пытливостью, он открыт для познания окружающего мира. Развитие ребёнка можно сравнить с восхождением по лесенке – при нормальном развитии малыш неуклонно поднимается вверх. Первые слоги сменяются словами и предложениями, на смену мешковатому сидению в подушках приходит ползанье, а за ним появляется и хождение.

В норме мозг ребёнка очень активно развивается до 9-10 лет, и за период от рождения до этого возраста маленький человек приобретает огромное количество учений, навыков и знаний.

На каждой ступеньке жизни ребёнку необходимо научиться определённым навыкам, получить конкретные знания – это является базой для перехода на следующую ступеньку. В детской психологии есть такое понятие, как критический (чувствительный) период – это период, когда у ребёнка обязательно должно что-то сформироваться и закрепиться. Это может быть речь, овладение чтением, письмом или навык противостоять взрослым – «Я сам!», умение посочувствовать другому. До подросткового возраста ребёнок проходит большое количество таких критических периодов.

2 -3 года – это тот критический период, когда активно формируется речь. В норме к трём годам речь должна появиться обязательно. Если к этому возрасту речи нет или чадо плохо говорит - то родителю необходимо не раздумывать и ждать ещё год – два, а срочно двигаться к логопеду и неврологу. Ведь быстрее всего у ребёнка речевая патология. И тут важно понять, какая именно? Только логопед и невролог могут сказать, можно ещё немного подождать или уже необходимо приступать к интенсивным занятиям, принимать медикаменты, делать специальные массажи.

До поступления в школу у ребёнка активно развивается познавательная сфера. Это и восприятие, память, мышление, внимание, мелкая и крупная моторика. Если у ребёнка низкая любознательность, в поведении преобладает пассивность, интересы не соответствуют возрасту, запаздывает в становлении речь, то родителю время задать вопрос: «Всё ли в порядке с моим ребёнком? Не отстаёт ли он в умственном развитии от сверстников?» Ответ на этот вопрос могут дать психолог и психиатр.

СДВГ и аутизм - это заболевания, которых по статистике становится всё больше и больше. Аутизм относится к группе сложных заболеваний, затрагивающих формирование всех сторон психики ребёнка. Нормальное развитие до одного года – полутора лет у таких детей сменяется постепенным или резким замедлением темпов развития. Появляются настораживающие особенности поведения, своеобразие речи, питания. Ниже приведены только некоторые из особенностей, которые свойственны аутичным детям (в возрасте до двух лет). Ребёнок:

  • Не смотрит на Вас, не показывает пальчиком на то, что он хочет.

  • Не смотрит туда, куда Вы показываете.

  • Не играется с предметами «понарошку».

  • Может не интересоваться игрою в «ку-ку» или другими играми, в которых необходимо взаимодействовать с другими

  • Может отворачиваться, когда родители держит ребёнка на руках, обнимают, целуют его

  • Не протягивает ручки навстречу, когда кто-то хочет взять его на руки

  • Не обращает внимания, когда родители уходят из дома или возвращаются домой.

Ему свойственно необычное/ стереотипное поведение, вроде:

  • Размахивания, похлопывания руками

  • Поворачивания вокруг себя

  • Выкладывания предметов в ряд (например, машинок, кубиков и т.д.).

Отдельным пунктом нужно выделить нарушение речевого развития.

Если у Вашего ребёнка есть хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, то необходимо срочно показать ребёнка медицинскому психологу, неврологу, психиатру.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребёнка является бичом, как для родителей, так и для педагогов, неважно, сколько ребёнку лет – 5 или 9. «Мальчик способный, умный, - часто я слышу от жалующихся родителей, - но поведение просто ужас! Не слышит, вертится, натыкается на всё вокруг, дерётся, кричит! Просто действующий вулкан, который держит всех вокруг в напряжении!»

Кому-то из детей свойственны все признаки СДВГ – нарушение внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. У кого-то – только синдром дефицита внимания. При этом сложности в учёбе, проблемы в коммуникации, нарушение поведения возникают у детей и первой, и второй группы. Просто степень выраженности проблем разная. Но помогать всем детям с СДВГ обязательно. Оптимальный вариант – медикаментозное лечение соединять с психолого-педагогической коррекцией, а также коррекцией внутрисемейных отношений.

Перечень нарушений у детей и подростков очень длинный и перечислить все нарушения в данной статье невозможно. Но есть ещё несколько категорий детей, на которых хочется обратить внимание. Это дети с нарушением привыкания к детскому саду, школе. Как правило, это тревожные, боязливые, впечатлительные дети, с повышенной привязанностью к матери. Они принимают всё близко к сердцу и зачастую проявляют излишнюю старательность (чтобы не сказать перфекционизм). Если не помогать им адекватно приспособиться к окружающей действительности, то очень высок риск возникновения у них невроза.

Есть ещё одна интересная группа детей, которые что-то не могут или не хотят принимать в своей жизни и эту проблему решают с помощью своего организма. У них начинается таинственный кашель, боли в животе (хотя проблем с ЖКТ у них нет), появляется головная боль и повышается давление перед походом в детский сад, школу. Да мало ли какие ситуации могут вызвать у ребёнка страх или дискомфорт! Будучи не в силах противостоять своему страху, ребёнок ищет способ избежать неприятной ситуации и тут ему на помощь приходит его организм. «Если надо – Я заболею! Ты только скажи!» Таким образом возникает психосоматическое нарушение. Перечень этих нарушений очень велик, начиная от бронхиальной астмы, заканчивая банальной ангиной и ОРЗ.

Все категории детей с вышеперечисленными нарушениями требуют своевременной диагностики и со стороны медиков – неврологов, психиатров, и со стороны психологов.

В нашем центре мы оказываем следующие психологические услуги:

1. Определение уровня умственного развития ребёнка (развёрнутый вариант)

обследование состоит из нескольких этапов:

1-ый этап - выявление жалоб, особенностей предшествующего развития ребёнка;

2-ой этап – тестирование ребёнка,

3-ий этап - рекомендации для родителей

2. Экспресс-диагностика определения уровня интеллектуального развития.

3. Выявление особенностей характера, личностного развития ребёнка, подростка, причин нарушения поведения

Тестирование проходит в три этапа:

1-ый этап - выявление жалоб, особенностей ребёнка;

2-ой этап – тестирование ребёнка,

3-ий этап - рекомендации по коррекции поведения для окружения ребёнка (родителей, воспитателей, преподавателей).

4. Экспресс-диагностика определения особенностей характера, личностного развития ребёнка, подростка, причин нарушения поведения

5. Консультации для родителей по вопросам развития ребёнка, особенностям протекания возрастных кризисов.

6. Обучение родителей подходам к взаимодействию с «нестандартными» детьми.

7. Проведение индивидуальных занятий для повышения уровня адаптации ребёнка к дошкольному детскому заведению, к школе.

6. Проведение индивидуальных коррекционных занятий для детей с психосоматическими нарушениями.

7. Проведение индивидуальных коррекционных занятий для детей с невротическими реакциями.

8. Проведение психокоррекционных сеансов для детей, перенесших психотравму (смена места жительства, сложная адаптация к новому коллективу, смерть близкого человека и т.д.)

Created by Prime Design Studio