
Сказкотерапия, игровая и песочная терапия
«Помочь людям стать личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка …»
К.Роджерс
«Сказка! Прямо как в сказке! Сказочная жизнь!» - часто так восклицают взрослые, когда им что-то очень нравится. При этом речь идёт точно не о детских сказках, а о том, что у кого-то всё сложилось самым лучшим образом. Конечно, всем очень хочется, чтобы и в своей собственной семье всё складывалось таким же чудесным образом, как у героев сказок. Но, то фея приходит не вовремя, то нет надёжного помошника, то сапоги-скороходы не туда привели героя – в общем, получается совсем не то, что хотелось бы. Почему так?
Истоки жизненного пути человека – в детстве. Первые годы жизни ребёнка до краёв наполнены новизной ощущений. Ребёнок знакомится с нашим противоречивым миром, миром, где есть не только доброта и радость, но и жестокость и боль, где красота соседствует с убогостью, где сталкиваешься с редкими крупицами любви и огромными пластами страха, злости.
От того, какой след оставят в душе ребёнка встречи с добром и злом, от того, научится ли ребёнок преодолевать трудности, находить выход из самых неожиданных ситуаций, во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь. Если ребёнок научится доверять себе, своим внутренним силам, то тогда и феи ему не нужны. Тогда лозунгом человека на всю жизнь может быть знаменитая фраза трёхлетнего ребёнка: «Я сам!!!» и «Я смогу!!!»
Наблюдения психологов говорят о том, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Помимо этого, эмоции отличаются полярностью, обладают положительным и отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, радость – грусть, любовь – ненависть, гордость – унижение и т.д.
В современном мире родители всё чаще жалуются на «эмоциональные нарушения», «эмоциональную неадекватность» у своих детей. Это проявляется в большом количестве страхов и тревоги, чрезмерной тревожности и раздражительности, неадекватной агрессивности, подавленности. Хорошо знакомо детям и чувство одиночества. И это далеко не полный список отрицательных эмоций, которые переживают дети и подростки.
Наш мир – эта вечная борьба противоположностей. Избежать действия или переживания отрицательных эмоций невозможно, да и не надо! Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и победами, предполагает наличие неудач, срывов, разочарований. Но важно научить детей не отступать перед трудностями, учиться искать свои ошибки, исправлять или делать выводы и двигаться дальше.
В этом верным помощником может стать сказкотерапия с использованием сказки, игры, песочницы. Сказки в этом случае используются либо уже сочинённые кем-то раннее или придуманные по ходу работы с конкретными детьми (в зависимости от проблемы). Игра здесь выступает как средство, которое делает самовыражение ребёнка свободным. В процессе творческой работы ребёнок приобретает ценный опыт позитивных изменений. В процессе специальных игр он учится строить отношения, отстаивать свою точку зрения, начинает лучше понимать себя, свои потребности и эмоции.
Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что ребёнок, который умеет играть, значительно более активный, здоровее психологически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Хотя многие родители относятся к игре как перерыву между важными занятиями или отводят ей функцию развлечения.
А зря! Вспомните фразу А.С.Пушкина: «Вся жизнь – игра!»
Итак, давайте посмотрим, что может дать ребёнку занятия сказкотерапией с элементами игры и песочницы:
-
Сказкотерапия помогает ребёнку «примерить на себя» роли самых различных героев, что даёт ему возможность лучше понять характеры других людей;
-
Учит, как успешно взаимодействовать с другими детьми, расширяет репертуар ролей ребёнка;
-
Способствует проявлению инициативы, самостоятельности, ответственности;
-
Активизирует внутренние ресурсы ребёнка;
-
Повышает самооценку ребёнка;
-
Помогает проработать имеющиеся нарушения поведения и эмоциональные проблемы (страхи, беспокойство, гнев, агрессию).
-
Облегчает процесс усвоения знаний об окружающем мире (есть специальные обучающие сказки).
Как видим, сказка с игрой могут быть очень полезными мероприятиями!
В нашем центре набираются малокомплектные группы по сказкотерапии под руководством опытного психолога. Занятия проводятся два раза в неде-лю по 30 -45 минут (в зависимости от возраста ребёнка).
Занятия сказкотерапией хорошо сочетаются с разными методами, в том числе – микрополяризацией (занятия помогают сохранить образовавшиеся нейронные связи и стимулируют развитие новых! А это значит, что у ребёнка увеличива-ется способность к усвоению новых знаний, улучшается скорость сохранения информации и сосредоточенность внимания).